Информация по актуальным вопросам граждан

Назад


 

При рассмотрении обращений граждан в департамент имущественных отношений Краснодарского края, наиболее часто встречаются вопросы, касающиеся следующих направлений:

 

1.                Порядок предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

По данному вопросу департаментом даны разъяснения:

 

Подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.3, подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что гражданам для индивидуального жилищного строительства земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность или в аренду соответственно без торгов с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок предоставления в собственность, аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлено, что в случае если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ, гражданин подает в уполномоченный орган заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В случае если испрашиваемый земельный участок образован, заявитель подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка.

Информация, которая должна быть указана в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, перечень прилагаемых к нему документов установлены статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, а также приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 года № 1  «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов».

Информация, которая должна быть указана в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, перечень прилагаемых к нему документов установлены статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, а также приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 года № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов».

Согласно статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее – извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Земельного кодекса РФ.

Граждане, заинтересованные в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

 Если по истечении 30 дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка. В случае если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 Земельного кодекса РФ. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного кодекса РФ.

Если в течение 30 дней со дня опубликования извещения поступили заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе, уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка. В случае если заявитель обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Таким образом, для предоставления гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства заинтересованному лицу следует обратиться в соответствующий орган местного самоуправления, на территории которого гражданин желает приобрести земельный участок, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства с приложением соответствующих документов.

Необходимо сообщить, что согласно пункту 6 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для жилищного строительства относится к компетенции органа местного самоуправления по месту жительства граждан.

 

2. Предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка для ведения личного (подсобного) хозяйства.

 

По данному вопросу департаментом даны разъяснения:

 

Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Согласно статье 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, возможно заключить без проведения торгов в случае предоставления:

земельного участка гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса РФ (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ);

земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае если после опубликования извещения о предоставлении земельных участков для указанных целей не поступило иных заявлений от заинтересованных лиц, уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка гражданину, подавшему единственное заявление. При поступлении                   в течение 30 дней со дня опубликования вышеуказанного извещения заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений должен принять решение о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи (аренды) земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 7 статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).

В случае, если земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению, уполномоченный орган принимает решение                                 о предварительном согласовании земельного участка, которое является основанием для предоставления земельного участка без торгов в порядке, предусмотренном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.                 В случае, если не требуется образование земельного участка или уточнение его границ, уполномоченный орган заключает с заявителем договор аренды                    или договор купли-продажи земельного участка без проведения торгов.

Для реализации права на предоставление земельного участка по специальной процедуре, предусматривающей предоставление земельных участков без торгов, необходимо подать заявление о предоставлении земельного участка в соответствии со статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставив перечень документов в соответствии приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 года № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов».

В соответствии со статьей 12.1 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 года № 532 -КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» максимальный размер общей площади земельных участков (приусадебных и полевых), которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 1,5 гектара, занимающихся виноградарством, садоводством, молочным животноводством и откормом крупного рогатого скота, - 2,5 гектара.

 

3. Порядок и условия предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства семьям, имеющим трех и более детей.

 

По данному вопросу департаментом даны разъяснения:

 

На территории Краснодарского края предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей осуществляется в соответствии с Законом Краснодарского края от 26.12.2014 года № 3085 - КЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Земельные участки предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей, исключительно, состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков.

Условия для постановки гражданина (одного из родителей), имеющего трех и более детей, (далее по тексту – Заявитель) на учет:

1)                заявитель в течение последних пяти лет до подачи заявления должен проживать (факт проживания по месту жительства подтверждается регистрацией с учетом положений статьи 6 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» или судебным решением) на территории городского округа, городского или сельского поселения, в границах которого испрашивается земельный участок.

2)                ни одному из указанных родителей на территории муниципального района, городского округа, городского или сельского поселения, в границах которого испрашивается земельный участок, ранее не предоставлялся в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства

3) возраст младшего из детей заявителя не должен превышать:

- 18 лет;

- 19 лет - для проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации;

- 23 лет - для обучающихся по очной форме обучения в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования

4) дети заявителя не переданы под опеку (попечительство) (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»)

Для постановки на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, Заявитель подает заявление в соответствующий орган местного самоуправления по месту жительства о постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление ему земельного участка (далее - учет), с приложением копий документов:

1) паспорта заявителя;

2) документа (документов), подтверждающего фамилию, имя, отчество, дату рождения другого родителя (родителей) или отсутствие у детей одного из родителей;

3) документов, подтверждающих наличие у заявителя трех и более детей на момент подачи заявления;

4) судебного решения о месте жительства в случае отсутствия сведений о регистрации заявителя на территории муниципального образования, в границах которого испрашивается земельный участок, или в случае наличия спора о месте регистрации;

5) справки с места обучения (в случае обучения детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения);

6) справки с места прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации (в случае прохождения детьми военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации).

Органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (далее - органы местного самоуправления) сверяют представленные заявителем для постановки на учет копии документов с их оригиналами.

Органы местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия запрашивают сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из Государственного кадастра недвижимости, из похозяйственных книг и иных правоустанавливающих документов об отсутствии у заявителя, другого (других) родителя зарегистрированных прав на земельные участки, предоставленные в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, предназначенные для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.

Орган местного самоуправления не позднее 30 календарных дней со дня регистрации заявления о постановке на учет с приложенными документами, принимает решение о постановке заявителя на учет либо об отказе в постановке его на учет по основаниям указанным в статье 4 Закона Краснодарского края от 26.12.2014 № 3085 – КЗ.

Основаниями для отказа заявителю в постановке на учет являются:

1) представление неполного пакета документов;

2) несоответствие данных в копиях документов обязательным условиям для предоставления земельных участков, установленным статьей 3 Закона № 3085-КЗ;

3) уже принятое решение о предоставлении заявителю (другому родителю) в аренду земельного участка как гражданину, имеющему трех и более детей.

Решение о постановке на учет с указанием времени и даты постановки на учет или об отказе в постановке на учет выдается заявителю или направляется ему заказным письмом с уведомлением о вручении в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Датой и временем постановки заявителя на учет считаются дата и время подачи им заявления о постановке на учет.

Случаи, при которых гражданин, имеющий трех и более детей, состоящий на учете, может быть снят с него указаны в статье 5 Закона Краснодарского края от 26.12.2014 № 3085 – КЗ:

 1) подача заявителем заявления о снятии с учета в связи с:

- выездом его на постоянное место жительства за пределы соответствующего городского или сельского поселения, городского округа, муниципального района, за исключением выезда заявителя из одного поселения в другое поселение в составе одного муниципального района при отсутствии в данных поселениях утвержденных правил землепользования и застройки;

- уменьшением состава семьи заявителя, в результате которого количество детей стало менее трех;

- если после постановки на учет заявителя:

•дети заявителя переданы под опеку (попечительство) (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»);

• заявитель лишен родительских прав либо ограничен в родительских правах;

2) наличие решения о предоставлении в аренду заявителю, состоящему на учете, земельного участка в случае, установленном статьей 3 Закона № 3085-КЗ;

3) наличие учетных данных, когда возраст младшего из детей не соответствует условиям Закона № 3085-КЗ;

4) выявление фактов, установленных в результате взаимодействия между органом местного самоуправления и соответствующими федеральными и краевыми структурами.

В целях предоставления заявителям земельных участков в аренду соответствующие органы местного самоуправления формируют и не позднее 180 календарных дней после постановки на учет первого заявителя утверждают перечень земельных участков, поставленных на кадастровый учет в результате проведенных межевых работ, а также стоящих на кадастровом учете как ранее учтенные с указанием кадастрового номера, местоположения, вида разрешенного использования земельного участка и его площади, предназначенных для предоставления в аренду в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) (далее - Перечень).

В Перечень представительным органом местного самоуправления вносятся изменения по включению в него земельных участков и по исключению из него земельных участков, по которым заключены с заявителями договоры аренды или в течение 180 календарных дней не поданы заявления.

Предоставление земельных участков в аренду.

Заявитель, заинтересованный в предоставлении земельного участка, предварительно ознакомившись с местоположением земельных участков, указанных в Перечне, подает по месту проживания в орган местного самоуправления письменное заявление только на один земельный участок, указанный в Перечне.

В случае подачи в течение 20 календарных дней с момента публикации решения представительного органа муниципального образования об утверждении Перечня нескольких заявлений от различных заявителей на предоставление одного и того же земельного участка заявления рассматриваются в порядке очередности постановки заявителей на учет. По истечении указанного срока заявления рассматриваются в порядке очередности их подачи.

В течение не более 30 календарных дней с момента регистрации заявления орган местного самоуправления проверяет заявителя на соответствие условиям, предусмотренным статьей 3 настоящего Закона, и принимает решение:

- о предоставлении земельного участка в аренду;

- об отказе в предоставлении земельного участка в аренду с обоснованием отказа.

Заявитель, по заявлению которого принято решение органом местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка в аренду в связи с более поздней постановкой на учет или поздней подачей заявления на предоставление земельного участка в аренду, имеет право на повторную подачу заявления на другой земельный участок, включенный в перечень.

Орган местного самоуправления не позднее чем через 5 рабочих дней со дня принятия решения выдает заявителю под роспись или направляет заказным письмом с уведомлением копию принятого решения, а в случае положительного решения - с приложением трех экземпляров проектов договоров аренды.

Заявитель, в отношении которого принято решение о предоставлении земельного участка в аренду, должен в течение 30 календарных дней с момента получения проекта договора аренды обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации права на земельный участок и не позднее трех рабочих дней с момента государственной регистрации договора представить органу, принявшему решение о предоставлении земельного участка, один экземпляр зарегистрированного договора аренды земельного участка. В случае невыполнения данного требования решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка подлежит отмене с одновременной постановкой заявителя снова на учет с даты принятия решения об отмене.

Земельный участок предоставляется заявителю сроком на 20 лет.

Права по договору аренды земельного участка не подлежат переуступке третьим лицам (кроме детей, супругу или супруге).

Предоставление земельных участков в собственность бесплатно.

В течение срока договора аренды земельного участка заявитель должен использовать арендуемый земельный участок в соответствии с разрешенным видом использования и разместить на нем индивидуальный жилой дом, не предназначенный к разделу на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей. С момента возникновения права собственности на размещенный индивидуальный жилой дом у заявителя возникает право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, на котором он расположен. Для прекращения договора аренды заявитель подает заявление в орган местного самоуправления с приложением копии документа, подтверждающего право собственности на индивидуальный жилой дом, а орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка заявителю в собственность бесплатно и прекращает договор аренды.

 

4. Порядок образования земельного участка или земельных участков из земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края.

 

По данному вопросу департаментом даны разъяснения:

 

Способы и порядок образования земельных участков установлены главой I.1. Земельного кодекса Российской Федерации.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;

2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;

3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;

4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;

5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Процедура утверждения схемы урегулирована административным регламентом по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденным приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 15 июня 2015 года № 686, который опубликован на сайте департамента diok.ru (https://diok.ru/activity/gosuslugi/).

В связи с вышеизложенным в случае необходимости и законодательной возможности заинтересованное лицо вправе обратиться в департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением об образовании земельного участка, приложив документы, указанные в административном регламенте по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденном приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от  15 июня 2015 года № 686.

 

5. О правах граждан на земельные паи в процессе реорганизации колхозов и совхозов, расположенных на территории Краснодарского края.

 

По данному вопросу департаментом даны разъяснения:

 

Приватизация земли в колхозах и совхозах Краснодарского края осуществлялась на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса».

В соответствии с положениями пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 года № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» моментом возникновения права собственности на земельную долю является дата принятия администрацией района решения о передаче земель в общую долевую собственность.

Таким образом, правом на получение земельной доли обладали те лица, которые были включены в списки, составленные внутрихозяйственными комиссиями и утвержденные постановлением администрации района.

Анализ обращений граждан, поступающих в департамент имущественных отношений Краснодарского края, позволяет выделить следующие часто задаваемые вопросы в обозначенной сфере:

1) О не наделении земельными паями граждан, работавших в хозяйствах, которые реорганизовывались по особым условиям с сохранением целостности специализированных участков производства, технологических линий или технологически неделимых объектов, необходимых для сохранения сложившейся специализации производства

Согласно пункту 22 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» специализированные племенные колхозы и совхозы, овощеводческие совхозы с мелиоративными системами, семеноводческие, рисоводческие, плодоводческие, ягодоводческие, виноградарские, чаеводческие, хмелеводческие, по выращиванию лекарственных трав, эфиромасличных культур, зверосовхозы (в том числе производящие консервированные панты маралов и пятнистых оленей) реорганизовывались по особым условиям с сохранением целостности специализированных участков производства, технологических линий или технологически неделимых объектов, необходимых для сохранения сложившейся специализации производства.

В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 7 июня 1993 года № 206 «О перечне сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений края, реорганизация и приватизация которых проводится по «Особым условиям» постановления Правительства РФ № 708 от 4 сентября 1992 года «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» утвержден перечень хозяйств, реорганизация которых проводилась при обязательном сохранении целостности специализированных участков производства, технологических линий или технологически неделимых объектов, необходимых для сохранения сложившейся специализации производства.

2) О лишении права на получение земельного пая пенсионеров колхоза/совхоза, проживающих за его пределами

При реорганизации сельскохозяйственных предприятий учитывалось положение абз. 4 п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса», в соответствии с которым в списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно включаются работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях.

3) О нарушении прав работников социальной сферы

Безусловное право на получение земельных долей имели члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию. Работники социальной сферы наделялись земельными и имущественными паями только при наличии соответствующего решения коллектива хозяйства (пункт 9 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов»).

В соответствии с пунктом 9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса» в списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно включаются:

работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях;

лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий).

Таким образом, работники социальной сферы в обязательном порядке включались в списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно, только после принятия постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года № 708. До этой даты основанием для включения в списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно, являлось решение коллектива хозяйства.

4) О выделе земельного участка в счет земельной доли

Порядок выдела земельного участка в счет принадлежащей земельной доли регулируется статьей 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется, что соответствует пункту 4 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и признано не противоречащим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 № 12-П.

Если вышеуказанное решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.

В целях определения местоположения земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, собственникам земельных долей необходимо заключить договор подряда на выполнение кадастровых работ с кадастровым инженером (государственный реестр кадастровых инженеров размещен на официальном интернет-сайте Росреестра - www.rosreestr.ru).

5) О невозможности наделения земельными паями в настоящее время

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2002 года № 912 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения» постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса» признаны утратившими силу.

Действующее законодательство не предусматривает бесплатного наделения граждан земельными долями.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Предоставление земельных участков в порядке, не предусмотренном земельным законодательством, не представляется возможным.

6) О распоряжении земельным участком, находящимся в общей долевой собственности

К сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных статьями 12, 13 и 14 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности (статья 14 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей, и распорядиться выделенным в счет земельной доли или земельных долей земельным участком по своему усмотрению. При этом согласие арендатора земельного участка или залогодержателя права аренды земельного участка на выдел в счет земельной доли или земельных долей земельного участка не требуется и договор аренды или залог прав аренды в отношении выделенного земельного участка прекращается. В целях изменения условий договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности, в связи с выделом земельного участка в счет земельной доли или земельных долей проведение общего собрания участников долевой собственности не требуется. От имени участников долевой собственности дополнительное соглашение к данному договору аренды заключает уполномоченное общим собранием лицо, срок осуществления полномочий которого не истек.

7) О возможности наследования доли в праве общей собственности на земельный участок

В соответствии с положениями гражданского законодательства и Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» в состав наследства входят и наследуются на общих основаниях принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если право на земельный участок принадлежит нескольким лицам, – доля в праве общей собственности на земельный участок либо доля в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком).

Принадлежность наследодателю права на земельную долю, полученную им при реорганизации сельскохозяйственных предприятий и приватизации земель до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», по смыслу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при отсутствии свидетельства о праве на земельную долю, выданного по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» либо постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения», удостоверяется выпиской из решения органа местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, принятого до начала применения Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Открытие наследства до вынесения в установленном порядке решения о передаче земель в собственность при реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий (либо после вынесения такого решения, но до выдачи свидетельства о праве собственности на земельную долю) не является основанием для отказа в удовлетворении требования наследника о включении земельной доли в состав наследства, если наследодатель, выразивший волю на ее приобретение, был включен в прилагавшийся к заявке трудового коллектива на предоставление земли в избранную им форму собственности список лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно, и не отозвал свое заявление.

При разрешении вопросов о праве наследодателя на земельную долю суд проверяет правомерность включения наследодателя в прилагавшийся к заявке трудового коллектива реорганизуемого колхоза, совхоза, приватизируемого сельскохозяйственного предприятия на предоставление земли в избранную им форму собственности список лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 года № 213 "О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан", а также пунктом 9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса»), пунктом 7 Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи (одобрены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 года № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев»). В указанных случаях судам надлежит также выяснять, была ли земельная доля внесена наследодателем в уставный капитал реорганизованной сельскохозяйственной организации.